дхш №13

Выпускникам.
Экзаменационные вопросы по предмету "История искусств".

      1.  Художники-пенсионеры Петра І (Никитин, Матвеев, Вишняков). Живопись петровской эпохи. Парсуна 90-х годов XVIII века. Пенсионерство. Творчество Никитина, Матвеева. Особенности изобразительного и выразители-юго языка портретного жанра, «жанровый портрет». Барочный портрет. Творчество И. Вишнякова.
      2.  Русская живопись 2 половины 18 в. (Рокотов, Левицкий, Боровиковский) Особенности русского портрета эпохи классицизма. Творчество Ф. Рокотова (особенности цвета и тона, психологические характеристики). Творчество Д. Левицкого (особенности цвета и тона, жест в композиции и символике парадного портрета, воплощение литературных программ). Серия портретов смолянок Д. Левицкого. Творчество В. Боровиковского (психологические характеристики, особенности живописной фактуры, пространство и аксессуары в композиции картины).
      3.  Романтизм в русском искусстве 19 в. (Кипренский, Бруни, Брюллов) Зарождение романтических и сентиментальных тенденций. Романтизм. взаимопроникновение классицистических и романтических элементов. Ф. Бруни. Символические основы романтического и сентиментального русского портрета. Творчество О. Кипренского. Творчество В. Тропинина. Творчество К. Брюллова. Стремление к индивидуальности сюжета и формы. Соотношение идеального (классического) и индивидуального. «Последний день Помпеи».
      4.  Жанровая живопись в русском искусстве 19 века (Федотов, Перов, Репин) Творчество П.А. Федотова. Завершение классицизма в русской живописи. Проблема соотношения идеализированной формы и сатирической или нравоучительной повествователь ости. Портреты. «Тихая жизнь» говорящего натюрморта в сюжетных композициях художника. Живописные эксперименты с реализмом искусственного освещения. Критический реализм Перова. Взаимодействие с «малыми голландцами». Разрушение классицистических принципов композиции, преобладание занимательной повествовательности над художественным образом. Жанровые произведения И.Е. Репина, влияние литературы и бытового жанра.
      5.  Пейзажная живопись в русском искусстве 19 в. (Саврасов, Васильев, Шишкин, Левитам) Пейзаж в творчестве передвижников. Тема времени в пейзажах Ф. Васильева. Поиски новой художественной выразительности. Религиозный пейзаж Левитана. Реализм в живописи Саврасова.
      6.  Творчество А.А. Иванова. Академизм. Романтизм. Новаторство. Цвет и свет в пейзажах А.А. Иванова. Пленэрные работы. Работа А.А. Иванова над картиной «Явление Христа народу». Библейские эскизы А.А. Иванова. Новаторство трактовки библейских сюжетов, связь их композиционного построения и эмоционального воздействия. Академизм, романтизм и импрессионистический реализм.
      7.  Товарищество передвижных художественных выставок (Крамской, Репин, Суриков) Товарищество передвижных художественных выставок. Основные эстетические принципы передвижников, влияние литературы и бытового жанра. И. Крамской, И. Репин, В. Суриков. Историко-бытовая живопись. Обращение к жанру в религиозной и исторической живописи.
      8.  Художественные объединения рубежа 19 - нач. 20 веков: «Союз русских художников» (Коровий, Кустодиев), «Бубновый валет» (Кончаловский, Ларионов) «Мир искусства» (Бенуа, Лансере) и «Голубая роза» (Кузнецов,Сарьян) Обновление художественного языка искусства. Художественные объединения Рубежа веков. Поиск «Красоты и гармонии». Ретроспективизм. «Голубая роза» и русский Символизм. Влияние Модерна. С. Дягилев и Русские сезоны. Союз русских удожников. Кустодиев. Стилизация народного лубка. Колористическая интенсивность. Бубновый валет. Материальность, «вещность» мира, предметность формы. Жанр натюрморт. Тяга к примитивизму, влияние фотизма, кубизма, даже футуризма. Упрощение формы, плоскостность, гротеск, нарочитая стилизация. Ларионов.
      9.  Русский Авангард (Малевич, Петров-Водкин, Филонов, Кандинский) Авангард в русской живописи. Философская картина мира. Теории цвета. Основное понятие - движение. Абстракционизм Кандинского. Процесс зарождение формы и частиц. Малевич. Крестьянская серия. Супрематизм. Сферическая перспектива Петрова-Водкина. Икона и академизм. Аналитическое искусство. Филонов.
      10. Искусство соцреализма (Пластов, Герасимов, Дейнека) Соцреализм. Продолжение традиции Передвижничества. Объединение бытового и пейзажного жанра. Исторический сюжет в живописи. Живопись А.Дейнеки. Исторический сюжет в живописи. Продолжение традиций 1930-х годов. А. Герасимов. Обращение к национальной истории и ее православным традициям. Символизм триптиха «Александр Невский». Отход от соцреалистических канонов. Бытовой жанр как отражение мирного труда, возрождения после трагедии войны. Пластов.
      11. Искусство блокадного Ленинграда (Пахомов, Юдовин, Тырса, Конашевич, Рудаков и др.). Военная тема в искусстве станковой графики. Многообразие форм: фронтовые зарисовки, разные по технике и стилю. Автолитографии блокады. Выразительность графического листа. Композиция. Графическая техника как средство выразительности.
      12. Суровый стиль. Темы, стилистика (Попков, Иванов, Жилинский, Салатов, Смолины и др.). Новые формы художественного осмысления действительности. Обращение к культурным традициям, культурной памяти. Перекличка с кинематографом. Ранний этап стиля драматизм в подходе к жизненным явлениям (П. Никонов, Н. Андронов, В. Попков, Г. Коржев, бр. Смолины). Особенности живописного почерка: энергичность, силуэтность, четкая архитектоника композиции, строгий ритм, цвет с его психологической нагрузкой. Программные принципы «сурового стиля» - романтизм, преодоление, честность и человеческое достоинство. Герои «сурового стиля».
      13. Ленинградские художники 60-х (Пахомов, Моисеенко, Мыльников). Ленинградская школа живописи Союза художников России. Изображение исторических событий как символов. Моисеенко. Единство народа в годы войны. «Прощание» А. Мыльникова, «Победа» Е. Моисеенко. Пейзаж в сюжетной композиции. Приемы живописно-пластического воплощения образа. Значимость жанров: пейзаж, портрет, натюрморт.
      14. Классицизм в европейском искусстве конца 18 - нач. 19 вв. (Давид, Энгр). Особенности стиля классицизма во Франции периода Великой французской революции. Античность И.Винкельмана. Стилистические особенности и моральный пафос творчества Давида. Картины на темы современности: Смерть Марата. Давид - первый живописец империи. Школа Давида - Ж.О.Д.Венгр. Ориентализм.
      15. Романтизм в европейском искусстве 19 в. (Жерико, Делакруа, Терьер). Проблематика романтизма. Личность художника-романтика. Художественные особенности. Стилистическая неоднородность. Романтическая героика и драматизм в творчестве Жерико. Плот медузы - Особенности композиции, колорит, эмоциональный строй, общественная значимость картины. Ее восприятие современниками и критиками. Делакруа - Новаторство в построении композиции и колорите. Смерть Сарданапала. «Свобода, ведущая народ». Эволюция пейзажа «топографических» видов к романтическому и реалистическому пейзажу. Терьер пейзажист и исторический живописец. Взаимодействие традиций и новаторства в его искусстве. Обращение к акварели. Интерес к необычным эффектам в природе, этюды облаков, наблюдения за состояниями атмосферы и освещения. Новизна композиционно-пространственных построений в его работах. Романтический характер его искусства, основанного на пристальном наблюдении натуры.
      16. Свободные художники вне стилей и направлений (Гойя) творчество Гойи. «Эпоха гобеленов» Эволюция, разнообразие портретных работ 80-90-х годов. Серия «Капричос» (офорт)/ своеобразие художественного языка, наблюдение над общественными нравами, критический взгляд на действительность, роль фантазии. Роспись церкви Св. Антонио Флоридского/ «Маха одетая» и «Маха обнаженная» свобода от классических канонов. «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (1814) - новая концепция исторического жанра. Черная живопись - Росписи «Дома глухого».
      17. Реализм в европейском искусстве 19 в. (Милле, Курбе). Реализм. Развитие Национального реалистического пейзажа в творчестве художников Барбизонской школы. Противостояние салонно-академическому искусству. Милле. Милле основоположник крестьянской темы во французском искусстве ХІХ века. Лаконизм выразительных средств, гармония колорита. Критическое отношение к действительности. Поиски нового героя в искусстве. Курбе. Жанровость и изображение типов французского провинциального общества.
      18. Импрессионизм в искусстве Европы и России (Моне, Дега, Ренуар, Серов, Коровий, Грабарь). Импрессионизм. Появление нового метода живописи. Техника. Новая концепция пространства и времени. Моне, Дега, Ренуар. Темы импрессионизма. Значение импрессионизма для дальнейшего развития искусства. Русский импрессионизм. Грабарь. Коровий. Серов. Лиризм. Деревенский пейзаж.
      19. Постимпрессионизм (Ван-Гог, Гоген, Сезанн). Тенденция к индивидуализации, субъективности творческого метода. Сезанн. Значение формы и цвета. Влияние Сезанна на пути развития живописи ХХ века. Ван Гог. Новый живописный язык Ван Гота. Гоген. Сложение метода синтетика (клуазонизма): обобщенно-плоскостная трактовка формы, обводка в виде перегородок между локальными пятнами чистого цвета. Символика образов. Полинезийский период.
      20. Художественные направления в европейском искусстве начала 20 в.: кубизм (Пикассо), экспрессионизм (Мунк) Экспрессионизм. Социальная содержательность, деформация во имя выразительности, психологическая напряженность. Кирхнер. Марк. Мунк. Кубизм. Пикассо. Брак. Суть и принципы нового видения мира. Эволюция кубизма. «Аналитический и Синтетический кубизм››. Периоды творчества Пикассо. Героика. Содержательность, многоликость, гуманизм искусства Пикассо.
      21. Характеристика художественных направлений европейском искусстве начала 20 в.: символизм (Климт, Моро), фотизм (Матисс), абстракционизм (Кандинский), сюрреализм (Дали). Символизм. Гюстав Моро. Связующая нить между романтизмом и модерном. Фотизм. Новое понимание цвета, пространства, объема, рисунка. И3люблєнньіє жанры: пейзаж, портрет, натюрморт, интерьер. Матисс. Абстракционизм. Кандинский. Живописная абстракция. Предпосылки и возникновение направления. Сюрреализм. Теоретическая и философская основа сюрреализма. Творчество Дали.